English version
Александр Бахчиев и Елена Сорокина

Радиопередачи Людмилы Осиповой

Радио России, 8 июня 2009. «Музыкальная Европа» (слушать выпуск)

Это — время программы «Музыкальная Европа». В студии — Людмила Осипова На волнах «Радио России» рассказ о Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём» имени Александра Георгиевича Бахчиева (расшифровка программы публикуется в авторской редакции).

Осипова: В старинном русском городе Вологде прошёл Всероссийский конкурс фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём» имени Александра Георгиевича Бахчиева. В прошлом году, если помните, мы рассказывали об этом конкурсе, но то был детский конкурс, и тогда в нём приняли участие более 100 фортепианных дуэтов! Это был настоящий праздник — для города, для юных музыкантов, и конкурс имел большой резонанс.

Прошёл год. В разгаре — кризис, и участников нынче было гораздо меньше. Но — не из-за кризиса. Просто нынешний конкурс был не совсем обычным. В нём соревновались взрослые пианисты. Относительно взрослые, конечно. В основном те, кто окончил музыкальные учебные заведения и сейчас, как говорится, в свободном плавании. Но участвовали и студенты.

География участников нынешнего конкурса «За роялем вдвоём» охватывала самые разные уголки Европы и Азии — от Сибири и Белоруссии до Южной Кореи. Самый представительный десант фортепианных дуэтов высадился, условно выражаясь, из Санкт-Петербурга. Порадовали музыканты Вологодчины — Ирина Попова и Юлия Юшкевич из города Тотьма Вологодской области. Они стали лауреатами третьей премии. Этот год у них удачный. В марте их ученики привезли звание лауреатов с петербургского Международного конкурса детских фортепианных дуэтов «Брат и сестра».

На Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём» номинаций было три: «Концертные исполнители», «Студенты и аспиранты музыкальных ВУЗов», наконец, и самая «маленькая» номинация — «Учащиеся музыкальных училищ». Имена победителей среди концертных исполнителей мы уже вам назвали, — Юлия Геталло и Александр Андреев. А вот в других группах первые премии получили по два дуэта. Светлана Месхи — Анна Королёва (Санкт-Петербург) и Анна Кляустер — Екатерина Полонская из Новосибирска. И ещё победители: учащиеся музыкальных училищ. Тут отличилась провинция: юные калужанки Полина Кузнецова и Инна Ващук и дуэт из Челябинска Маргарита Синявская — Артём Петров.

Я надеюсь, что программу «Музыкальная Европа» сейчас слушают жители Новосибирска, Калуги, и Челябинска. Очень хочется, чтобы эта победа не прошла стороной средства массовой информации этих городов. И чтобы музыкальных героев пригласили на местное радио, телевидение, и чтобы ребята рассказали о конкурсе, о той атмосфере, которая царила на нём, какие призы они получили, и какую роль сыграл конкурс в их творческой судьбе.

А судьи кто? — кто сидел в жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём»? Их было… Простите, нас было 11 человек, так много, как ни на каком другом локальном конкурсе. Но почти все — титулованные особы. Композитор Борис Печерский, фортепианный дуэт из Новосибирска Элеонора Полонская и Анатолий Полонский. Председатель жюри — академик Елена Геннадьевна Сорокина. Почти 40 лет Елена Геннадьевна была бессменным партнёром Александра Бахчиева по фортепианному дуэту. Прославленные музыканты не раз бывали в Вологде, здесь их помнят и любят.

Конкурс «За роялем вдвоём», который проводится в Вологде, — очень нужный конкурс! Поверьте, друзья! Вот, например, я знаю, что одна девочка из числа конкурсанток даже хотела бросить консерваторию, потому что не видела для себя перспектив — кому нужны её руки, её беглые пальцы в эпоху кризиса? Оказалось, что очень даже нужны.

Вологодский меценат Владимир Александрович Фролов удвоил, по сравнению с прошлым годом, призовой фонд конкурса, и лауреаты заработали настоящие деньги! И теперь, после удачного финала на конкурсе, девочка, которая хотела бросить консерваторию, решила навсегда связать свою судьбу с музыкой.

Оригинал текста

Радио России, 1 июня 2008. «Музыкальная Европа» (слушать выпуск)

Это — время программы «Музыкальная Европа». В студии — Людмила Осипова На волнах «Радио России» — программа «Музыкальная Европа». Листаем страницы Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём» имени А.Б.Бахчиева. Конкурс проходил в Вологде. География конкурса была поистине всероссийской. Вологда, Москва, Череповец, Усть-Илимск Иркутской области, Няндома Архангельской области, Смоленск, село Икряное из-под Астрахани, Ярославль, Апатиты Мурманской области, Тверь, Новосибирск, Иваново, Кострома. Санкт-Петербург, Омск, Южно-Сахалинск! (расшифровка программы публикуется в авторской редакции)

Осипова: «За роялем вдвоём» — это название конкурса, который прошёл не так давно в Вологде. Всероссийский конкурс фортепианных дуэтов им. Александра Георгиевича Бахчиева собрал 53 фортепианных дуэта. 53 дуэта — это 106 юных пианистов со всей России. Среди учредителей конкурса — Министерство культуры Российской Федерации, Московская консерватория и вологодские учреждения и фонды. Организаторы ставили своей целью сохранять и развивать традиции дуэтного исполнительства, пропаганду музыки для одного и двух фортепиано в 4 руки. Много слов, — скажете вы, — дайте музыку! Что ж, слушаем уже легендарный дуэт Елены Сорокиной и Александра Бахчиева.

Елена Геннадьевна Сорокина, Председатель жюри Всероссийского конкурса «За роялем вдвоём». Из всех её регалий я бы оставила одну: академик. Более 15 лет дуэт Сорокиной-Бахчиева был президентом общенациональной Ассоциации фортепианных дуэтов. Сейчас Елена Геннадьевна выполняет эту миссию одна. В жюри конкурса работали известные музыканты, но всех интересовало, прежде всего, мнение Елены Геннадьевны Сорокиной.

Давайте послушаем лауреатов Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём» имени А. Г. Бахчиева — Кирилла Загребина и Фёдора Смирнова. Они состязались в старшей возрастной группе. Кирилл и Фёдор — ученики детской музыкальной школы № 2 города Вологды. В их исполнении звучит пьеса «Весёлый поезд» Малюкова для фортепиано в четыре руки.

Вологодский фортепианный дуэт Людмилы Андреевой и Ирины Кокиной исполняет музыку Валерия Гаврилина, их земляка. Они очень хорошо понимают, насколько важен фортепианный дуэт, игра в дуэте в наше время.

Да, это так — сейчас это очень важно — чувствовать, то ты не один, что с тобой есть кто-то, кто прислушивается к твоему голосу и — поддерживает тебя. Верит в тебя.

Итоги конкурса. Назову только победителей. Карлен Хачатрян и Пётр Мазарович — Москва, детская музыкальная школы № 45 им. Эдварда Грига. Это младшая группа. Юлия Попова и Елена Казакова — Иркутская область, город Ангарск, детская школа искусств № 5. Анастасия Фролова и Полина Васильева, детская музыкальная школа города Апатиты, Мурманской области. Анна Щебенева — Евгений Макаров, Вологда, Первая музыкальная школа. Это средняя группа. И, наконец, старшая группа. Елена Бабкина — Дарья Ракитянская — Омск, детская музыкальная школа имени Янкелевича.

Конкурс «За роялем вдвоём», пожалуй, единственный и уникальный в своём роде: ни один ребёнок, ни один конкурсант не уехал с этого конкурса без грамоты или диплома.

Конкурс завершился. Состоялся он благодаря многим людям, подержавшим замечательную идею. Фролов Владимир Александрович, Кокин Валентин Владимирович, Гончаров Валерий Петрович, Маслова Ирина Вячеславовна, Субботина Инна Витальевна, Розанова Аида Петровна, — всем вам спасибо и низкий поклон!

Оригинал текста

Радио России, 20 ноября 2007. «Музыкальная Европа» (слушать выпуск)

Это — время программы «Музыкальная Европа». В студии — Людмила Осипова. Сегодня всем слушателям «Радио России» предоставляется возможность познакомиться с творчеством гениального пианиста Александра Георгиевича Бахчиева (расшифровка программы публикуется в авторской редакции).

Осипова: «Радио России» периодически представляет в Европейский Вещательный Союз трансляционные и архивные записи ведущих отечественных музыкантов. Миллионы европейских радиослушателей узнают о России благодаря этим записям.

Имя пианиста Александра Георгиевича Бахчиева появилось на афишах Европейских концертных залов в 50-х годах прошлого столетия, когда он стал лауреатом Международного конкурса пианистов на III Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Бахчиев был и первым в истории советско-французских отношений — в составе нашей молодёжной организации, во Франции он выступал с сольными программами.

Сегодня наша передача посвящается Александру Георгиевичу Бахчиеву. Он был замечательным музыкантом, педагогом, его всегда было интересно слушать. Он был музыкантом, если позволите такое выражение, — широкого профиля. Он был великолепен как солист, как участник ансамблей, — ну кто не помнит фортепианного дуэта Елены Сорокиной и Александра Бахчиева!

Учителями Александра Георгиевича Бахчиева были знаменитые музыканты: Аргамаков, Клячко, Оборин. Тот самый Лев Оборин, который на первом шопеновском конкурсе в Варшаве в 1927 году завоевал золотую медаль! Исполнительский стиль Бахчиева впитал всё лучшее от его учителей и их предшественников: лёгкость, изящество, мужественность, всеохватность репертуара, блестящий пианизм — как у Фильда. Помните, писали про Фильда: «словно жемчугом по бархату…»

Когда Бахчиев играл музыку на клавесине, — его исполнение смело можно было бы назвать аутентичным, — так достоверно он мог передавать запах и аромат тех старинных эпох! Да и в современной музыке ему не было равных. Неслучайно ведь София Губайдулина посвящала ему свои сочинения.

А сейчас я предлагаю послушать Маленькое попурри — третью часть Концерта для фортепиано и солирующих инструментов немецкого композитора Пауля Хиндемита. Кстати, именно Бахчиев стал первым исполнителем этого Концерта в Советском Союзе. После него к этой партитуре обратился Святослав Рихтер. Движение, моторика… Александр Бахчиев и Ансамбль солистов Государственного Академического симфонического оркестра СССР — ведут увлекательную игру, в которой пианист — первый среди равных. Запись 1968 года.

Виртуоз и прекрасный солист, он был великолепным музыкальным партнёром в ансамблях. Певец Сергей Яковенко рассказывал мне об одной его репетиции с Бахчиевым. Вроде всё уже сделано, всё сверено, можно записывать пластинку. Но Александр Георгиевич просит ещё одну репетицию. «Это только для меня, прошу Вас, только для меня!» — говорит он. Это и есть музыкантская честность.

В жизни мне, как журналисту, приходилось и приходится встречаться с разными музыкантами, но далеко не со всеми складываются человеческие взаимоотношения. Александра Георгиевича Бахчиева и Елену Геннадьевну Сорокину я считаю своими музыкальными родителями, духовными учителями. Им я обязана своей увлечённостью фортепианными дуэтами, критическим отношением не только к окружающим, но в первую очередь, — к собственной персоне.

Александр Георгиевич Бахчиев был тем человеком, от которого услышать критическое замечание в своё адрес было не обидно, а просто — счастье! Потому что он делал замечания по делу, тут же подсказывал, как исправить ошибку, успокоить, вдохновить. Он всегда был доброжелателен к людям, и, конечно, к музыке, которую дарил своим слушателям.

Александр Георгиевич Бахчиев… Странно и нелепо говорить о нём в прошедшем времени. Но — такова жизнь.

Оригинал текста

© Е. Г. Сорокина, 2011–2019
mail@bakhchiev-sorokina.ru